"VIP страус" - Страусиная лихорадка
ГЛАВНАЯ      НОВОСТИ      ПРОДУКЦИЯ      ЭКСКУРСИИ      ПРАЙС ЛИСТ      КОНТАКТЫ
Все о страусах
Разновидности
Внешний вид
Оперение
Биология
История
Оборудование
Содержание и уход
Кормление
Племенная птица
Разведение
Выращивание
Молодняк
Болезни
Разведение Эму
Баланс страусовода
Книга рецептов
Интересные факты
Фотогалерея



Страусиная лихорадка

Брянский предприниматель Владимир Гараев пять лет назад посетил страусиный питомник в Германии и решил для души создать одну из первых в России ферм по разведению этой птицы. Вложив $15 000 личных накоплений, он купил заброшенный коровник и несколько пар страусов. Сейчас поголовье фермы насчитывает 224 птицы, а увлечение превратилось в бизнес, приносящий $90 000-120 000 в год.

За последний год российское поголовье страусов увеличилось более чем в полтора раза — с 3000 до 4600-4900 голов. До отечественных фермеров дошел страусиный бум, прокатившийся по миру в середине 90-х гг. Сейчас этих птиц разводят практически везде: в США, Израиле, Великобритании, Бельгии, Голландии, Финляндии. До этого страусов специально разводили только в ЮАР, которая вяло торговала страусиными перьями. Когда мода на здоровое питание захватила Европу и США и люди стали активно подсчитывать потребляемые калории и холестерин, оказалось, что наиболее диетическим мясом является страусиное — птиц начали разводить на убой.

Мировое поголовье одомашненных страусов насчитывает около 4 млн, хотя в прошлом году их было чуть больше 3 млн, говорит руководитель программы Северо-Кавказского НИИ животноводства, директор фермы "Кубанский страус" Гранд Микиртичев. Он не видит в этом ничего удивительного. "Страус — это же настоящая корова, только с клювом и крыльями. А по экономическим показателям наши птички даже превосходят крупный рогатый скот", — говорит Микиртичев. Например, коровы вынашивают потомство до 280 дней, а инкубационный период яйца страуса — 42 дня. Главный аргумент Микиртичева — количество мяса, которое можно получить от потомства самки за год. От коровы можно ожидать 250 кг, а страус способен дать от 1500 до 1800 кг. За свою жизнь самка страуса может принести от 60 до 72 т мяса. "Это непривередливое животное — ест траву и зерно, выдерживает температуры от -30 до +56, практически не болеет и способно каждый год в течение 40 лет приносить потомство по 40-70 особей, — говорит Микиртичев. — Если бы отечественное сельское хозяйство было ориентировано не на крупный рогатый скот, а на страусов — крестьяне бы сейчас горя не знали".

По оценкам экспертов, в России работает 120-150 страусиных ферм. Самые крупные — "Страфер" (830 голов) и "Русский страус" (780 голов). Среднее поголовье российской страусиной фермы составляет 100-150 страусов. Владимир Гараев из Брянска пока не забивает страусов на мясо, а выращивает их на продажу. Помимо селекции дополнительные доходы приносит консультирование начинающих страусоводов. "Бизнес только зарождается, пока мы агитируем фермеров, которые начинают превращать страусоводство в сельскохозяйственный бизнес и продают не птиц, а продукты", — говорит он. Гараев принял участие в создание восьми хозяйств, убедив в преимуществах разведения страусов. Основной доход ему приносит продажа птицы для разведения.


На птичьих правах

Страус в отличие от коров и кур практически безотходен. Сухожилия страусов наиболее подходят для трансплантации человеку. Перья фермеры продают для оформления театральных костюмов. Жир используется во многих косметических и медицинских препаратах. Глаза птицы годятся для трансплантации роговой оболочки человеку. Но второй по значимости продукт страусоводства — кожа. Тонкая, мягкая и эластичная — она пригодна для производства одежды и аксессуаров. Квадратный метр кожи страуса стоит $100, а цена куртки из нее доходит до $5000. Но пока российские фермеры делают из нее сувениры для заезжих туристов. "Наши объемы не интересны для кожевенников и парфюмеров", — говорит коммерческий директор компании "Русский страус" Гертруда Кузнецова. Но проблема даже не в объемах. До недавнего времени мясо и яйца страуса были практически нелегализованными продуктами. "Когда мы решили продавать мясо, выяснилось, что страус как продукт неизвестен государству. По мясу страуса не существовало никакой нормативной документации — ни технических условий (ТУ), ни тем более ГОСТа", — поясняет Кузнецова. Потратив год на оформление документов и согласования, компания "Русский страус" в 2001 г. первой легализовала "мясо страуса" и "яйцо страуса черного африканского столовое" и начала поставки в магазины.

В прошлом году экзотическое мясо появилось в супермаркетах: "Калинка-Стокманн", "Седьмой континент", "Ежик". Страусятина попала на прилавки магазинов с третьей попытки. "Сначала мы пытались убедить товароведов стремлением людей к здоровому питанию, показывали, что рестораны в неделю закупают несколько сотен килограммов и люди будут покупать это мясо домой", — вспоминает Гертруда Кузнецова. Но розничные сети отказывались брать на реализацию продукт, называя его чрезмерно экзотичным. Перед новыми переговорами менеджеры "Русского страуса" решили превратить недостаток продукта в достоинство. Новая аргументация выглядела так: "Посещение супермаркетов для многих не только необходимость, но и аттракцион. Люди интересуются новыми продуктами. Представьте, что между десятками видов замороженных кур и пельменей лежит огромное страусиное яйцо". Товароведам понравилась эта идея. Роль аттракциона выполняют именно яйца: красиво упакованные, они привлекают внимание своими размерами. Но сами фермеры продают их скорее в рекламных целях. Если яйцо можно продать за 600-800 руб., страусоводам это невыгодно.

Килограмм страусятины в России стоит у производителя около $20. Для сравнения: в Германии оптовая цена экзотического мяса 14-25 евро за 1 кг, в США $8-12, а в Японии $40-50. Цена зависит от насыщенности рынка, при этом себестоимость мяса не превышает $6-10. "На Западе появилась мода на страусятину, и фермы с трудом справляются с возросшими объемами", — говорит Гертруда Кузнецова. В России происходит то же самое. Уже осенью прошлого года "Русскому страусу" пришлось закупать птиц на мясо у конкурентов. Спрос превышает предложение в десятки раз. Из сотни страусиных хозяйств официально продают мясо только шесть ферм.

По оценкам компаний-производителей, годовое потребление россиянами страусиного мяса не превышает 100 т. Но спрос на птицу растет, а вместе с ним растет и число людей, желающих заняться страусоводством. Большинство ферм пока ориентировано на выращивание птиц и их продажу начинающим страусоводам. Подмосковная ферма "Страфер" ежегодно продает более 700 птенцов. Страусиная семья из двух самок и одного самца стоит 5000-7000 евро. "Для нас селекция пока выгоднее, чем выращивание птиц на мясо. Но в ближайшие два года российское поголовье вырастет в несколько раз, и нам придется заниматься мясным бизнесом, — говорит гендиректор "Страфера" Шахан-Гирей Боков. — Мы уже начали строить цех, который откроется летом 2005 г. К этому времени цены начнут снижаться, а конкуренты сделают продукт более известным покупателю".

"Потребление этих продуктов растет по мере узнавания продукта. В Москве много взыскательных покупателей, которые, попробовав продукт в ресторане, хотят приготовить его дома, — говорит пресс-секретарь "Седьмого континента" Анна Зайцева. — Пока сложно судить, как будет развиваться рост продаж этих продуктов, все будет зависеть от цены и позиционирования для покупателей". Но производители пока не хотят снижать цены, предпочитая оставаться "аттракционом для покупателей".

РЕКЛАМА